Одним из действенных методов ABA, который помогает увеличить вероятность желаемого поведения у ребенка с аутизмом, является использование принципа Примака (данный прием иногда называют методом «Сначала — потом»).
Применение данного метода состоит в следующем — когда вы хотите чтобы ребенок выполнил действие, которое не является для него желаемым (съел овощное пюре, почистил зубы, убрал игрушки и т.д.), предложите ему после выполнения этого действия приятную для ребенка деятельность (съесть конфету, посмотреть телевизор, поиграть в видеоигру).
Для ребенка может быть достаточно словесной инструкции: «Ты можешь покачаться на качели после того, как помоешь посуду», «Сначала ты сделаешь домашнее задание, потом посмотришь сериал», «Сначала съешь овощи, потом пирожное». Если ребенок с РАС плохо понимает обращенную речь, для него можно подготовить табличку-планшет «Сначала — потом». Вы можете скачать макет такого планшета и сделать его самостоятельно, или заказать готовый планшет в нашем каталоге.
Важно:
- для того, чтобы метод работал, необходимо выбрать достаточно сильное поощрение. Найдите такое «потом», которое станет мотивацией для вашего ребенка.
- давайте подкрепление немедленно, после того, как ребенок выполнил требуемое действие.
- давайте мотиватор (любимую еду или занятие) дозировано — в небольшом количестве или на короткое время, чтобы ребенок не потерял интерес к мотиватору (наелся конфет или наигрался с игрушкой)
- не забывайте менять и искать новые мотиваторы — то, что вызывало у ребенка восторг неделю назад, сегодня может не вызвать у него достаточный интерес.